Аккордеон, стирающий грань между клавишами и кнопками
 Начало  Контакт  English China version  China
Введение
О клавиатуре Кравцова: форма клавиш, размещение клавиш
Художественно-выразительные свойства клавиатуры
Практика: исполнители, модели аккордеона, сочинения, методические рекоммендации, библиография
Заказ инструметна
Биография Кравцова
Контактная информация
Форум
Фотогалерея
Новости

   Исполнители

Модели аккордеона

Сочинения

Методические рекомендации

Библиография


Книжная новинка:
Кравцов Н. А. Аккордеон XIX века



Практика. Методические рекомендации

Методические рекомендации по изучению Клавиатуры Кравцова

Итак, Вы оценили новые возможности, предлагаемые Аккордеоном Кравцова, и решили научиться игре на нем. Каким же образом можно выстроить эффективную систему "доучивания" аккордеониста?

При осмотре клавиатуры бросается в глаза необычность строгой графики размещения черных и белых клавиш, которая внешне очень мало напоминает традиционную органно-фортепьянную клавиатуру аккордеона. Однако, как вы уже знаете, это различие только внешнее. В своей конструкции она унаследовала все свойства клавиатуры традиционного аккордеона. В этом вы легко убедитесь при первой же попытке сыграть на новом инструменте. Поэтому будьте уверены, что как аккордеонисту Вам не придется переучиваться, а лишь доучиваться на этом уникальном аккордеоне.

Методика преподавания игры на Аккордеоне Кравцова не претерпит каких-либо изменений. В своих основах она будет соответствовать уже известным направлениям в работе с начинающими. Вместе с тем, уменьшенные габариты клавиатуры обеспечивают более органичную связь рук музыканта (как взрослого, так и ребенка) с инструментом. Поэтому технические навыки игры учащегося должны развиваться более высокими темпами, чем раньше.

Приступая к игре на Клавиатуре Кравцова, необходимо руководствоваться двумя основными направлениями. Первое направление связано с освоением необходимых навыков организации игры. Второе направление закрепляет эти навыки, а также адаптацию к новым условиям игры.

На первом этапе освоения усовершенствованной клавиатуры играющему необходимо:

  1. Обнаружить при игре диатонических гамм сходство игровых движений и позиций на традиционной и усовершенствованной клавиатурах.
  2. Изучить универсальные (9 из 12) аппликатуры для исполнения мажорных и минорных аккордов, их обращения, а также длинные и короткие (ломаные) арпеджио.
  3. Познакомиться с общностью исполнения хроматической гаммы известными ранее аппликатурами (в том числе и Ференца Листа). Научиться играть хроматическую гамму более удобной в эргономическом отношении аппликатурой (начиная от Соль-диез - 12345,-1234-2341).
  4. Изучить и исполнить любые 2-3 произведения, ранее игравшиеся на традиционной клавиатуре.
  5. Изучить текст и приступить к освоению сочинения, ранее не доступного для исполнения.
  6. Включить в занятия чтение нот с листа произведений, написанных в разных тональностях. На изучение этих материалов у аккордеониста, как правило, уходит от 2 до 4-х недель.

Начало второго этапа обучения условно можно считать с того момента, когда аккордеонист сыграет в концерте любое из сочинении, как для традиционной, так и для усовершенствованной систем. Дальнейшее изучение оригинального репертуара для баяна и приводит аккордеониста в стан академического камерного искусства баянистов. И здесь для него возникает основная проблема, с которой он как музыкант-исполнитель не сталкивался ранее. Необходимо научиться мыслить и решать исполнительские задачи всего комплекса художественно-выразительных возможностей инструмента с широко разнесенными голосами. Баянисты, как правило, этими навыками уже владеют, и порой безупречно. Их мышление в этом направлении находится на более высоком уровне, а вот аккордеонистам этот не простои путь предстоит еще пройти. И во многом успех прохождения будет зависеть от настойчивости, упорства и способностей молодого музыканта.

В практике Н. А. Кравцова имеются множество практических доказательств удачного прохождения этих двух направлений. Большинство из начинающих изучать систему уже к окончанию года играли программы длительностью не менее часа. Причем, новый репертуар, которым они владели, снимал с них "комплекс неполноценности аккордеониста" и позволял выступать на равных в конкурсных и концертных программах с баянистами.

Сегодня в Санкт-Петербурге создана система профессиональной подготовки аккордеонистов, которая регулируется традициями функционирования инструмента в обществе, образовании, искусстве и соответствующими этим традициям моделей аккордеона. Она состоит из трёх этапов, границы которых на практике невозможно разделить, так как они зависят от таланта обучаемого, его потребностей и музыкальных интересов и амбиций и, конечно, от учебного заведения, где он занимается.

  Поэтому я предлагаю соответствующие аккордеоны каждому из этапов обучения: 

  1. Начальный этап
       
    Лёгкий( до 7 кг) со стандартными басами(120), с маленькой мензурой клавиш в рояльной клавиатуре (41)аккордеон. Для этого мы используем accordion “ Talento” от итальянской фирмы VICTORIA. На таком инструменте нет ограничений в игре гамм, арпеджио и аккордов, а также в обучении приёмам игры и изучении музыки не академического жанра. Маленькие размеры корпуса


  2.  Средний этап

    Для приобщения детей и подростков к академическим жанрам музыки я предлагаю сохранить традиционную рояльную клавиатуру в правой части, а в левой ( Converter) заменить хроматические С-griff и B-Griff на рояльную, предложенную мною. При игре на ней сохраняются все аппликатуры великих пианистов прошлого. Например, аппликатура Ф.Бузони для игры терциями в штрихе legato, не говоря о том, что все простые гаммы сохраняют аппликатуры, выученные обучаемым правой рукой.


  3. Заключительный этап

    И только для дальнейшего профессионального обучения современного аккордеониста рекомендуется переходить уже на модернизированную мною правую клавиатуру. Причём это можно сделать в любое возрастное время. Практически через пару дней играющий аккордеонист может исполнить произведения, которые он играл до этого на традиционной рояльной клавиатуре, при этом сохранив изначальную аппликатуру.
     
Введение : Система : Форма клавиш : Размещение клавиш : Левая клавиатура : Возможности : Практика
Исполнители : Модели : Сочинения : Методические рекомендации
Библиография : Заказ : Биография : Координаты
© 2010 Н. А. Кравцов